Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц
Спасский район
Официальный портал органа местного самоуправления Нижегородской области
Ссылки
Причины увеличения кадастровой стоимости земельных участков
Кадастровая палата по Нижегородской области начала оказание платных информационных, справочных и консультационных услуг
вместеярче.рф
Закрытие офисов
Приемная депутата Ефремцева А.В.
Оценка регулирующего воздействия
Многофункциональный центр
Программа развития производительных сил
Работа в России
Оценка деятельности руководителей
Способы активации учетных записей пользователей ЕПГУ
Противодействие коррупции
Универсальная электронная карта
Интернет-портал государственных и муниципальных услуг Нижегородской области
Поддержка малого бизнеса
Правительство Нижегородской области
Электронная приемная правительства области
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)
официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов
Узнай свою задолженность
Управление ФСКН России по Нижегородской области
Правительство Нижегородской области
Цифровое эфирное телевидение
Инвестиционная карта
Интерактивный портал службы занятости населения Нижегородской области
Информация прокуратуры

22.06.2017Состояние законности и практики прокурорского надзора в сфере исполнения профессиональными образовательными учреждениями действующих законодательных норм

В первом полугодии 2017 года прокуратурой Спасского района проведена проверка исполнения законодательства об образовании, профилактике правонарушений несовершеннолетних, противодействии коррупции профессиональными образовательными организациями
Проверкой выявлены многочисленные нарушения норм федерального законодательства в деятельности расположенного на поднадзорной территории профессионального образовательного учреждения, выраженные в следующем.
1. Федеральный закон №120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее по тексту – Федеральный закон № 120-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 120-ФЗ общеобразовательные учреждения и учреждения профессионального образования, наряду с иными органами и учреждениями профилактики, и во взаимодействии с ними, обязаны заниматься профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних; внедрять в практику своей работы программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; оказывать социально-педагогическую и педагогическую помощь несовершеннолетним учащимся, в том числе и с отклонениями в поведении; выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принимать меры к их воспитанию; выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусматривается, что целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что  образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Так, в ГБПОУ Спасский АПТ создан Совет профилактики, разработано Положение о Совете профилактики, результаты работы Совета профилактики отражаются в протоколах.
При проведении проверки установлено, что фактическое исполнение плана работы, проведение запланированных мероприятий не контролируется, отчеты об исполнение плана работы Совета профилактики в 2016 годах не составлялись.
Вышеуказанные факты при планировании и проведении работы Советом профилактики свидетельствует о наличии формализма в работе последнего, анализ воспитательной работы за предыдущий учебный год при принятии плана работы не учитывается. При проведении индивидуально-профилактической работы с подростками, состоящими на внутреннем учете в ГБПОУ Спасский АПТ, полномочия по посещению несовершеннолетнего Губанова, Михайлова, Кошеварова на дому, проведению с ними и родителями профилактических бесед не реализовываются.
Кроме этого, несмотря на получение из пункта полиции информации о том, что студентом техникума Кошелевым Д.В., 15.06.1997 г.р., состоящим на учете в ПДН совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.20 КоАП РФ, меры к постановке его на внутренний учет не приняты, профилактическая работа с ним не организована.
2. Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.12.1994 № 78–ФЗ «О библиотечном деле» все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки, а также на получение в ней информации о наличии в библиотечных фондах конкретного документа.
В соответствии со ст.ст. 2 и 3 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ) одним из принципов противодействия экстремистской деятельности является приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, который в том числе реализуется посредством принятия профилактических мер, направленных на ее предупреждение.
В силу требований ст. 13 Федерального закона № 114-ФЗ на территории Российской Федерации запрещаются распространение материалов, включенных Министерством юстиции РФ в федеральный список экстремистских материалов и размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на его официальном сайте, а также опубликованных в установленном порядке в средствах массовой.
Требования изложенных законодательных норм в полном объёме распространяются и на библиотеки.
Исключение доступа учащихся образовательных организаций к информации экстремистского толка осуществляется также посредством обеспечения наличия и поддержания в актуальном состоянии вышеупомянутого списка экстремистских материалов в библиотеке образовательной организации, а также сверкой находящихся в фонде библиотеки материалов (в том числе в электронном виде) с данным списком с целью выявления и изъятия из фонда запрещенных материалов.
Вместе с тем проверкой установлено, что в целях профилактики противодействия экстремистской деятельности в библиотеке ГБПОУ Спасский АПТ сверка находящихся в фонде библиотеки материалов со списком экстремистских материалов не проводится, что создает предпосылки для возможной передачи в пользование обучающихся запрещенных к хранению и распространению материалов экстремистского характера, а это, в свою очередь, может повлечь нарушение прав детей на защиту от информации, наносящей вред их здоровью, духовному и нравственному развитию.
3. Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36, (далее по тексту – Порядок).
В соответствии с п.6 Порядка образовательная организация осуществляет передачу, обработку и предоставление полученных в связи с приемом в образовательную организацию персональных данных поступающих в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Пунктами 26, 27 Порядка предусмотрено, что на каждого поступающего заводится личное дело, в котором хранятся все сданные документы. Поступающему при личном представлении документов выдается расписка о приеме документов.
В нарушение вышеуказанных законодательных норм в личном деле Климиной М.А., 18.08.2000 года рождения, обучающейся по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» отсутствует согласие последней на обработку ее персональных данных.
4. В соответствии со ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ) указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч.ч.1, 7 ст.74 Федерального закона №44-ФЗ заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
Прием заявок на участие в запросе котировок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок.
В силу ч.ч.1, 5 ст.78 Федерального закона №44-ФЗ  котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок.
 Заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
23.10.2016 ГБПОУ Спасский АПТ размещено извещение о проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку товаров личной гигиены и суммой контракта 25 819, 73 рублей. Установленные заказчиком дата и время вскрытия конвертов с заявками (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок – 01.11.2016. Вместе с тем аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам не осуществлялась.
Также, 25.11.2016 ГБПОУ Спасский АПТ размещено извещение о проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку моющих средств и суммой контракта 53 523 рублей. Установленные заказчиком дата и время вскрытия конвертов с заявками (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок – 02.12.2016. Вместе с тем аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам также не осуществлялась
 Обязанность по осуществлению аудиозаписи  вскрытия конвертов с заявками на участие в запросах котировок с соблюдением требований законодательства возложена на экономиста ГБПОУ Спасский АПТ Хрулеву Л.В.
5. В силу ч.ч. 1, 2, 9 ст.18 Федерального закона в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). При реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, в том числе электронные, определенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими ФГОС, утвержденными Приказами Минобрнауки РФ.
В нарушение вышеуказанных норм законности проведенной 27.02.2017 проверкой выявлена нехватка по реализуемой ГБПОУ Спасский АПТ образовательной программе по специальности: «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» следующей учебной литературы: Арустамов Э.А. «Техническое оснащение торговых организаций» (20 штук), Карташова Л.В., Сергеева Н.И., Колесникова Л.А. «Управление ассортиментом товаров часть 1 и 2» (20 штук), Торков А.М., Рыжова И.О. «Логистика» (20 штук).
6. В силу требований ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на организации возлагается обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Согласно ч. 2 названной статьи меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Установленный в Федеральном законе перечень мер по предупреждению коррупции в организациях не является исчерпывающим.
Применительно к государственным учреждениям Нижегородской области перечень таких мер конкретизирован в ст. 12.3 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области».
Часть 1 названной статьи обязывает государственные предприятия и учреждения Нижегородской области разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства.
К мерам по предупреждению коррупции в государственных предприятиях и учреждениях Нижегородской области согласно ч. 2 той же статьи могут относиться:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) принятие кодекса этики и служебного поведения работников;
3) разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, включая:
а) установление правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;
б) установление процедур информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений;
в) установление процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях;
г) введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью, стандартной антикоррупционной оговорки;
д) введение антикоррупционных положений в трудовые договоры работников;
е) проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер;
ж) ротацию работников, занимающих должности, связанные с высоким коррупционным риском;
4) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
5) сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Вместе с тем, в образовательной организации не принято следующих мер по предупреждению коррупции:
- введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью, стандартной антикоррупционной оговорки; введение антикоррупционных положений в трудовые договоры работников; проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер.
В целях устранения выявленных нарушений законодательства на имя директора образовательной организации внесено представления об устранении нарушений законности, возбуждено административное производство по ч.1 ст. 5.57 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения принятых мер прокурорского реагирования выявленные нарушения устранены, к дисциплинарной ответственности привлечено 1 лицо.

Заместитель прокурора Спасского района
юрист 1 класса А.Н. Корниенко

Яндекс.Метрика

Дизайн шаблонов - студия «Графит»
система управления «TreeGraph»