Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Кернинг: абв абв абв
Цвета: Ц Ц Ц Ц
Спасский район
Официальный портал органа местного самоуправления Нижегородской области
Ссылки
Причины увеличения кадастровой стоимости земельных участков
Кадастровая палата по Нижегородской области начала оказание платных информационных, справочных и консультационных услуг
вместеярче.рф
Закрытие офисов
Приемная депутата Ефремцева А.В.
Оценка регулирующего воздействия
Многофункциональный центр
Программа развития производительных сил
Работа в России
Оценка деятельности руководителей
Способы активации учетных записей пользователей ЕПГУ
Противодействие коррупции
Универсальная электронная карта
Интернет-портал государственных и муниципальных услуг Нижегородской области
Поддержка малого бизнеса
Правительство Нижегородской области
Электронная приемная правительства области
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)
официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов
Узнай свою задолженность
Управление ФСКН России по Нижегородской области
Правительство Нижегородской области
Цифровое эфирное телевидение
Инвестиционная карта
Интерактивный портал службы занятости населения Нижегородской области
Информация прокуратуры

23.12.2016Состояние законности и практики прокурорского надзора в сфере исполнения профессиональными образовательными учреждениями действующих законодательных норм

Во втором полугодии 2016 года прокуратурой Спасского района проведена проверка исполнения законодательства об образовании, профилактике правонарушений несовершеннолетних, противодействии коррупции профессиональными образовательными организациями.

Проверкой выявлены многочисленные нарушения норм федерального законодательства в деятельности расположенного на поднадзорной территории профессионального образовательного учреждения, выраженные в следующем.
1. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее по тексту – Закон) основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются, в том числе:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
Согласно ч.ч. 1, 2 статьи 4 Закона в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
В указанных выше органах, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В целях реализации положений Федерального закона №273-ФЗ издан совместный Приказ министерства социальной политики, минобразования, минздрава, ГУ МВД России по Нижегородской области от 12.05.2015 N 322/1807/1807/386 «Об утверждении Порядка взаимодействия органов, осуществляющих управление в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, внутренних дел Нижегородской области по организации розыска и предупреждению самовольных уходов детей из учреждений с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних Нижегородской области» (далее по тексту – Порядок).
В соответствии с п. 3.1, 3.4 – 3.7 указанного выше Порядка при установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего из Учреждения руководитель последнего обязан по истечении 2 часов по телефону сообщить об этом в дежурную часть районного отдела внутренних дел, после чего в течение 1-х суток лично обратиться с письменным заявлением в дежурную часть по месту нахождения Учреждения. Незамедлительно информирует Учредителя об отсутствии несовершеннолетнего в Учреждении. При установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего Учреждение проводит мероприятия, направленные на розыск несовершеннолетнего, оказывает содействие органам внутренних дел при проведении розыска самовольных уходов несовершеннолетних из Учреждений. По истечении 10 суток руководитель Учреждения направляет Учредителю информацию о принятых мерах по розыску и предупреждению уходов ребенка, мероприятия по его реабилитации и другие сведения. В случае возвращения несовершеннолетнего в Учреждение руководитель незамедлительно обращается в районный отдел внутренних дел с заявлением о прекращении его розыска.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства к 21.00 20.03.2016 (момент закрытия общежития профессионального учреждения) и в ночь с 20 – 21.03.2016 отсутствовали несовершеннолетние дети – сироты И. и Н., и в указанный период времени совершили 2 преступления, инкриминируемые органами предварительного расследования по п. «б» ч.4 ст. 131 и п. «б» ч.4 ст. 132 УК РФ в отношении  малолетнего ребенка. Вернулись И. и Н. в последнее только в обеденное время 21.03.2016 При этом ответственными должностными лицами необходимые меры в соответствии с Порядком, приняты не были.
2. Правоотношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон №273-ФЗ).
В развитие норм указанного закона приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 N 36 утвержден Порядок «Приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» (далее по тексту – Порядок), в соответствии с п.19 последнего образовательное учреждение обеспечивает функционирование специальных телефонных линий и раздела на официальном сайте образовательной организации для ответов на обращения, связанные с приемом в образовательную организацию.
Между тем, в нарушение вышеуказанных требований в профессиональном образовательном учреждении специальная телефонная линия для ответов на обращения, связанные с приемом в образовательное учреждение, отсутствует.
3. В нарушения Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 на официальном сайте учреждения не в полном объеме размещена информации о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Так, на момент проверки отсутствовали сведения о реализуемых образовательных программах по специальностям: мастер сельскохозяйственного производства; экономика по отраслям; экономика и бухгалтерский учет.
4. Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.12.1994 № 78–ФЗ «О библиотечном деле» все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки, а также на получение в ней информации о наличии в библиотечных фондах конкретного документа.
В соответствии со ст.ст. 2 и 3 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ) одним из принципов противодействия экстремистской деятельности является приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, который в том числе реализуется посредством принятия профилактических мер, направленных на ее предупреждение.
В силу требований ст. 13 Федерального закона № 114-ФЗ на территории Российской Федерации запрещаются распространение материалов, включенных Министерством юстиции РФ в федеральный список экстремистских материалов и размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на его официальном сайте, а также опубликованных в установленном порядке в средствах массовой.
Требования изложенных законодательных норм в полном объёме распространяются и на школьные библиотеки.
Исключение доступа учащихся образовательных организаций к информации экстремистского толка осуществляется также посредством обеспечения наличия и поддержания в актуальном состоянии вышеупомянутого списка экстремистских материалов в библиотеке образовательной организации, а также сверкой находящихся в фонде библиотеки материалов (в том числе в электронном виде) с данным списком с целью выявления и изъятия из фонда запрещенных материалов.
Вместе с тем проверкой установлено, что в целях профилактики противодействия экстремистской деятельности в библиотеке профессионального образовательного учреждения используется неактуальная редакция федерального списка экстремистских материалов, сверка находящихся в фонде библиотеки материалов со списком экстремистских материалов не проводится, что создает предпосылки для возможной передачи в пользование обучающихся запрещенных к хранению и распространению материалов экстремистского характера, а это, в свою очередь, может повлечь нарушение прав детей на защиту от информации, наносящей вред их здоровью, духовному и нравственному развитию.
5. Обязанности и ответственность педагогических работников, ограничения, связанные с осуществлением педагогической деятельности, установлены ст.48 Закона № 273-ФЗ и ст.331 Трудового кодекса РФ.
В нарушение вышеуказанных законодательных норм выявлены факты отсутствия практически во всех личных делах педагогических работников (35 преподавателей) справок об отсутствии (наличии) судимостей. В личных делах отдельных преподавателей имеются справки, выданные ГУ МВД России по Нижегородской области, позднее более чем на 1 месяц с момента начала педагогической деятельности.
6. Проведенной проверкой работы действующего в учерждении Совета профилактики выявлены факты не составления отчетов и справок об исполнении плана работы последнего.
7. В силу ч.ч. 1, 2, 9 ст.18 Федерального закона № 273-ФЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). При реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, в том числе электронные, определенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими ФГОС, утвержденными Приказами Минобрнауки РФ.
В нарушение вышеуказанных норм законности выявлена нехватка следующей учебной литературой по реализуемым образовательным программам: «Операционные системы и среды» Батаев А.В., Налютина Н.Ю., Синицына С.В., «Технические средства информатизации» Гребенюк Е.И., Гребенюк Н.А., «Технология разработки программных продуктов» Рудаков А.В., «Основы алгоритмизации и программирования, практикум» Семакин И.Г., Шестаков А.П., «Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем» Фуфаев Д.Э., Фуфаева Э.В., «Метрология, стандартизация, сертификация и техническое регулирование» Шишмарев В.Ю., «Техническая механика» Эрдеди А.А., Эрдеди Н.А., «Механизация и автоматизация сельскохозяйственного производства», Воробьев В.А., Калинников В.В., Колчинский Ю.Л., «Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики», Коробко В.И., Брюханов О.Н., Мелик-Аракелян А.Т.  
8. Проверкой законности принятых локальных актов учреждения, выявлены нарушения в деятельности последнего, выраженные в следующем.
В силу ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон) при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов). Между тем, в нарушение названной выше нормы закона Правила приема в Спасский АПТ приняты без учета мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся.
В нарушение ч. 5 статьи 43 Федерального закона, согласно которой меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). В свою очередь, п.п. 7.1 – 7.3 Правил внутреннего трудового распорядка обучающихся, предусмотрено привлечение к дисциплинарной ответственности и обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
На указанные выше локальные акты принесено 2 протеста.
По результатам проведенной проверки выявленные нарушения устранены, к дисциплинарной ответственности привлечено 2 лица

Заместитель прокурора Спасского района юрист 1 класса А.Н. Корниенко

Яндекс.Метрика

Дизайн шаблонов - студия «Графит»
система управления «TreeGraph»